Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОСОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
57, С. 592-596 опубликовано: 19 сентября 2024г.


ПОСОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Находится в с. Посольском Кабанского р-на Республики Бурятии. Возведен в 1681 г. на месте, где 7 окт. 1650 г. бурят-монголы убили членов российского посольства Ерофея Заболоцкого, следовавших в Монголию. В честь этого события мон-рь назван Посольским (Иркутские ЕВ. 1881. Приб. № 44. С. 531-538). Основан как скит по поручению Московского Собора (нояб. 1679) членами Даурской духовной миссии под рук. игумена Селенгинского во имя Святой Троицы мужского монастыря Феодосия († 1693), бывш. насельника Санаксарского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Первым игуменом, а также строителем П. П. м. после смерти игум. Феодосия стал иером. Макарий († 1714), позже назначенный наместником Иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря. Большой вклад в становление П. П. м. также внес последний член Даурской духовной миссии архим. Мисаил (Трусов), к-рый в 1684 г. стал игуменом Селенгинского Троицкого мон-ря, в 1693 г. был назначен благочинным Даурской (Забайкальской) десятины, а затем и Иркутской, а также в 1714 г.- настоятелем Иркутского Вознесенского мон-ря.

Посольский Преображенский монастырь. Рисунок. XIX в.
Посольский Преображенский монастырь. Рисунок. XIX в.

Посольский Преображенский монастырь. Рисунок. XIX в.
Основой П. П. м. послужили острожные строения, крест и часовня над могилами членов посольства, поставленные казаками отряда П. И. Бекетова во время зимовки в 1653 г. в зал. Усть-Прорва. Братия возвела на месте трагедии новую часовню, большего размера. Развитие П. П. м. в нач. XVIII в. связано с именем комиссара Российского торгового каравана в Китай купца Г. А. Осколкова из Вел. Устюга, по ходатайству к-рого в 1695 г. скит был преобразован в монастырь (Жалсараев. 2001. С. 282-283). К новой часовне, согласно разрешению митр. Игнатия (Римского-Корсакова) от 2 нояб. 1699 г., в 1700 г. прирубили алтарь и освятили ее как ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», а затем обнесли деревянной оградой.

В 1706 г. Осколков обратился к Филофею (Лещинскому; в схиме Феодор), митр. Сибирскому и Тобольскому, с просьбой разрешить построить в монастыре на собственные средства ц. в честь Преображения Господня и, получив благословение, начал строительство большого комплекса. Он также за свой счет возвел братские кельи и дом для настоятеля, заготовил 300 тыс. кирпичей для каменного собора, приобрел иконостас, книги и колокола. В 1707 г., находясь в Москве, Осколков подал царю Петру I (с 1721 император) прошение выделить для пропитания монахов землю под пашню и покосы из «пустопорожних мест, которые в дачу русским людям и иноземцам не даны», а также рыбные ловли по берегу оз. Байкал и Коргинского сора (Ист. описание Посольского Спасо-Преображенского мон-ря. 1872. № 13. С. 161). 10 июля 1707 г. в Иркутск была прислана царская грамота с распоряжением выделить П. П. м. угодья в соответствии с прошением Осколкова; грамота иркутского воеводы И. А. Сенявина, подтверждавшая раздел, была составлена только 14 окт. 1709 г.

10 дек. 1714 г. Осколков умер в Монголии, сопровождая очередной торговый караван, и не успел закончить строительство церкви. Его похоронили в П. П. м., над могилой впосл. возвели часовню. Труды Осколкова продолжил член Даурской духовной миссии иером. Иов, назначенный 18 нояб. 1715 г. на служение в П. П. м. митр. Филофеем (Лещинским) после рассмотрения челобитной братии, в числе к-рой упоминаются казначей иеродиак. Митрофан и строитель Любим Родионов. Иером. Иов был рукоположен во игумена в 1716 г. и пребывал в П. П. м. до марта 1729 г. 11 марта 1718 г. братия П. П. м. во главе с игум. Иовом обратилась к митр. Филофею с просьбой разрешить возвести в мон-ре задуманную Осколковым Преображенскую ц., но не каменную, а деревянную, и получила благословение. Построить каменный храм не было возможности, т. к. все каменных дел мастера были отправлены царем Петром I на строительство С.-Петербурга. В 1722 г. возведение храма было завершено, и его торжественно освятили при антиминсе, присланном митр. Филофеем в 1718 г.

В 1718 г. игум. Иов ходатайствовал в Иркутскую приказную палату выделить для обители еще 50 дес. пахотной земли и сенные покосы в Иркутском у. рядом с р. Куядой. Также в 1722 г. на средства, оставшиеся после смерти Осколкова (350 р.), мон-рь приобрел деревню с пахотной землей и покосами близ Кабаньего острога (ныне с. Степной Дворец). При игум. Иове на землях, принадлежавших П. П. м., были построены 3 мельницы: одна - в 1724 г. на р. Куяде и две - в 1728 г. на р. Кабаньей.

В 1724 г. П. П. м. со всеми угодьями был приписан к Иркутскому Вознесенскому мон-рю, согласно прошению его настоятеля, архим. Антония (Платковского; впосл. глава 1-й Российской духовной миссии в Пекине, см. Пекинская духовная миссия), для содержания учителя и учеников школы переводчиков с монгольского и китайского языков, учрежденной в Вознесенском мон-ре указом Святейшего Синода. Вслед. этого распоряжения игум. Иов с братией и служителями были переведены в Вознесенский мон-рь, туда же переданы церковная утварь, ризница и все имущество П. П. м. Но в 1727 г. по донесениям Антония (Стаховского), митр. Сибирского и Тобольского, в Синод и губернатора Сибири М. В. Долгорукова в Сенат было решено не упразднять П. П. м., т. к. он был расположен на взморье, недалеко от пристани, и в нем неоднократно останавливались на отдых члены посольских миссий в Пекин Ф. А. Головина (1687-1690), Э. И. Идеса (1692-1694), Л. В. Измайлова (1719-1738), Л. Ланга (1715-1727) и др. должностные лица и путешественники, следовавшие в Китай и Монголию. В качестве аргументов для сохранения обители также приводились сведения о том, что в П. П. м. подвизалось 28 насельников, принадлежавшие мон-рю храмы и кельи были в хорошем состоянии, упоминался и заготовленный Осколковым кирпич для постройки церкви и отмечалось, что в случае если братия будет переведена в др. мон-рь, все это может пропасть и постепенно разрушиться. Указом от 6 февр. 1727 г. П. П. м. был оставлен на своем месте, ему вернули прежний статус, но по распоряжению митр. Антония и губернатора Долгорукова его насельники должны были поставлять в школу при Вознесенском мон-ре «для содержания 7 человек на каждого в месяц на одежду денег по 10 алтын, на пищу хлеба муки ржаной по 2 пуда, круп по 5 фунтов, соли по 2 фунта», что соблюдалось до 1746 г. (отменено распоряжением Иннокентия (Неруновича), еп. Иркутского и Нерчинского; см.: Ист. описание Посольского Спасо-Преображенского мон-ря. 1872. № 13. С. 166-167).

В 1727 г. следовавший в Китай полномочный посол России С. Л. Владиславич-Рагузинский подтвердил по просьбе игум. Иова и братии жалованные П. П. м. указом имп. Петра I от 1707 г. рыбные места с дополнением, что братия и служители монастыря могут вести рыбные промыслы по всему Байкалу, за исключением устья р. Селенги. В 1728 г. Владиславич-Рагузинский разрешил возвести в Новотроицкой (Троицкосавской) слободе (ныне г. Кяхта) ц. во имя Св. Троицы и св. Саввы Сербского и затем передал ее в ведение П. П. м., к-рый должен был обеспечивать содержание церкви, ее причта и служителей, а также присылать для священнослужения по 1 иеромонаху и по 2 вкладчика, исполнявших обязанности диакона и старосты.

В 1729 г. настоятелем П. П. м. был выбран игум. Паисий (Давыдов), к-рый одновременно был назначен наместником Иркутского архиерейского дома. В его отсутствие мон-рем управлял иером. Манассия (Ощенков). 10 сент. 1734 г. на должность настоятеля П. П. м. назначен архим. Иларион (Трусов), начальник 3-й Российской духовной миссии в Пекине. Он прибыл в мон-рь в 1736 г. и вскоре отправился в Пекин; на время его отсутствия, согласно распоряжению Иркутского архиерейского приказа, был выбран наместник иером. Варлаам (Захаров; † 1738). С этого времени и вплоть до 1763 г. настоятелями П. П. м. назначались архимандриты, возглавлявшие Пекинскую духовную миссию, фактически мон-рем управляли наместники: иером. Виктор (1738-1740), иером. Лаврентий (1740), мон. Иннокентий (Пустозеров (Пустозерцев)), иером. Дорофей (Шергин; 1744-1754), иером. Гервасий (Леонтович; 1754-1758, 1760), иером. Герман (Шастин; 1758-1760).

В 1-й пол. XVIII в. в П. П. м. во время путешествий по Сибири и Дальн. Востоку останавливались академические экспедиции Д. Г. Мессершмидта (1719-1727), Г. Ф. Миллера (1733-1743), И. Г. Гмелина (1733-1743), С. П. Крашенинникова (1733-1736). В 1733 г. здесь нек-рое время находился капитан-лейтенант В. И. Беринг, занимавшийся по поручению имп. Анны Иоанновны устройством мореплавания от истока р. Ангары на р. Селенгу и с этой целью наладивший производство лодок в с. Исток. В 1734 г. он предложил учредить судоверфи рядом с П. П. м., и впосл. при обители были построены морской порт, судоверфь и 1-й в России маяк для обеспечения судоходства по Байкалу (Тиваненко. 2002). В 1739 г. Адмиралтейств-коллегия предписала Иркутской провинциальной канцелярии начать строительство крупных судов, к-рое велось из леса в вотчине П. П. м., у зал. Прорва, иркутским мастером Федором Козловым с 26 мастеровыми (Жалсараев А. Д. Время, события, люди: Хронол. перечень дат и фактов из истории этнической Бурятии (эпоха палеолита - 2010 г.). Улан-Удэ, 2011. С. 70, 76).

Спасо-Преображенский собор. 1771–1778 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
Спасо-Преображенский собор. 1771–1778 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.

Спасо-Преображенский собор. 1771–1778 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в.
В 1760 г., при наместнике Гервасии (Леонтовиче), указом Иркутской духовной консистории было предписано перенести Никольскую часовню, построенную в 1739 г. в нижнем Селенгинском устье, к Прорвинской пристани. В 1761 г. наместником П. П. м. был назначен иером. Антоний (Максимович), которого в 1762 г. сменил иером. Макарий (Макарьев; с 1763 игумен). В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы земельные и водные наделы П. П. м. были сокращены, мон-рь причислен к третьеклассным, в его владении остались Коргинский сор, речки Толбазиха и Абрамиха и 6 дес. для выгона скота.

22 окт. 1769 г. во время сильной бури в П. П. м. начался пожар, сгорели почти все монастырские строения, в т. ч. Знаменская и Преображенская церкви и 3-этажные кельи настоятеля. В 1770 г. из больничной кельи была устроена ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к-рую в 1771 г. освятил игум. Макарий. В том же году был заложен 2-престольный соборный храм, совместивший обе сгоревшие церкви, с холодным приделом в честь Преображения Господня на верхнем этаже и теплым приделом в честь иконы Божией Матери «Знамение» на нижнем; строительство началось в 1773 г. При возведении собора использовались кирпичи, заготовленные еще Осколковым.

В 1773 г., после смерти игум. Макария, настоятелем мон-ря был назначен игум. Иоиль († 1775), бывший активным проповедником в Иркутской епархии. Пребывая на должности настоятеля, он продолжал миссионерские поездки по территории Селенгинского ведомства. В 1774 г. он освятил нижний престол соборного храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1776 г. настоятелем П. П. м. стал игум. Андроник (Седякин; † 1782). 17 июня 1777 г., во время утренней молитвы, 7 ссыльных, бежавших с Нерчинских заводов, ворвались в обитель, ограбили казначея и пытали игумена, требуя отдать им деньги. Они также обыскали церковь и ризницу, но не тронули ничего из церковной утвари. После этого случая для охраны обители был поставлен казачий отряд с артиллерийской батареей.

В 1778 г. игум. Андроник освятил верхний престол собора в честь Преображения Господня. Строительство собора велось на средства вкладчика, енисейского купца Вереткова (Верешнова). Форма храма оказалась настолько оригинальной, что церковные власти недоумевали, к какому архитектурному стилю его отнести, склонялись к разряду «полуготических зданий». Он имел внушительные размеры: длина - 28,4 м, высота до креста - 28 м, колокольня - 32 м. При игум. Андронике в 1780 г. также началось строительство ворот в обитель со стороны Байкала (с зап. стороны) и надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова, к-рое завершилось уже при игум. Феофиле (Борисове; † 1800), принявшем должность настоятеля в 1782 г. и освятившем Богословскую ц. в 1788 г. При нем в 1789 г. были построены одноэтажные деревянные настоятельские кельи, к-рые использовались до 1845 г. (затем в них устроены трапеза для братии с кухней и кладовой, а также кельи казначея). В 1793 г. настоятелем П. П. м. стал игум. Илия († 1799), который был в составе 6-й Российской миссии в Пекине. В его игуменство в 1796 г. построен братский корпус с келарней и хлебопекарней. На следующий год вокруг мон-ря возвели бревенчатую ограду по типу острожных стен. В 1797 г. игум. Илия также получил благословение Вениамина (Багрянского), еп. Иркутского и Нерчинского, на сбор средств для возведения каменной Никольской ц. и успел заготовить необходимые материалы.

18 дек. 1797 г. указом имп. Павла I мон-рю были оставлены прежние рыбные ловли по речкам Толбазихе и Абрамихе, помимо 6 дес. сенокоса на р. Селенге отведено еще 24 дес. Обители принадлежали 22 крестьянских двора, 15 деревень и заимок, в т. ч. Рупышевская, Орлетинская, Истокская, Большая Речка, Голоустное и богатая Куядская заимка. В вотчинах числилось 220 крестьян и вкладчиков. Во 2-й пол. XVIII в. только при мон-ре находились 14 священников и 61 послушник. П. П. м. продолжал служить базой для академических экспедиций: акад. Э. Г. Лаксмана (1767), акад. П. С. Палласа (1771-1772), И. Г. Георги (1772-1774) и др. (Демин, Панов. 2003).

XIX век стал временем расцвета П. П. м. В 1800 г. на место настоятеля переведен игум. Петр, при к-ром в обители был отлит самый большой из 6 колоколов для Преображенского собора. В 1802 г. началось строительство 2-й каменной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1807 г. настоятелем мон-ря стал игум. Лаврентий (Мордовский), замещавший в 1795 г. отсутствовавшего по болезни игум. Иоиля. Он продолжил возведение Никольской ц., затянувшееся на 10 лет вслед. обрушения в 1807 г. сводов, которые заменили деревянным потолком. Кроме того, при нем было начато строительство каменной ограды вокруг П. П. м. вместо деревянной. В 1810 г. настоятелем П. П. м. был назначен игум. Серапион (Кондаков), к-рый продолжил возведение ограды и церкви и 10 дек. 1812 г. освятил готовый Никольский храм, несмотря на предшествовавший пожар. Игум. Серапион также значительно пополнил ризницу обители. По сведениям источников, он был известен твердым характером и умом и уделял значительное внимание не только строительству, но и нравственному состоянию братии и служителей.

В 1817 г. должность настоятеля П. П. м. перешла к игум. Феодориту, и в том же году под руководством игумена иркутский мещанин Нефедьев расписал стены и своды верхнего храма, а также устроил 4-ярусный позолоченный иконостас «весьма отличной работы» на красном поле с зелеными (под малахит) колоннами. Были украшены росписью стены и потолки Никольской ц., а кровля обита железом. В период его настоятельства закончено строительство каменной ограды обители протяженностью 300 саж. и высотой 5 м с 5 башнями. В 1820 г. началось возведение надвратной каменной ц. во имя ап. Иоанна Богослова взамен деревянной, разобранной по причине ветхости. Церковь была перестроена, но впосл. ее верхние деревянные ярусы пришлось убрать, т. к. они были слишком тяжелыми для каменных сводов нижнего этажа, из-за чего образовались многочисленные трещины. Это произошло уже после смерти игум. Феодорита. За труды по устройству мон-ря архиеп. Михаил (Бурдуков) возвел игум. Феодорита в сан архимандрита.

19 сент. 1836 г. указом имп. Николая I П. П. м. был причислен ко 2-му классу, что предполагало увеличение штата клириков, утверждение новых прав и окладов,- штат священнослужителей удвоили, обитель возглавляли архимандриты, литургии стали проводиться с отрытыми царскими вратами для херувимской песни.

25 мая 1861 г. для обращения язычников обширной Забайкальской области были образованы Селенгинское вик-ство и Забайкальская духовная миссия, кафедрой вик-ства и центром миссии был избран П. П. м. 20 мая 1862 г. состоялась хиротония Вениамина (Благонравова) во епископа Селенгинского, к-рый после этого стал офиц. главой миссии и настоятелем П. П. м. В период его управления обителью в 1862 г. было открыто уч-ще, в к-ром подготавливали миссионеров из мальчиков-бурят. Среди преподавателей уч-ща были иером. Роман (Цыренпилов) и свящ. Алексей Норбоев, впосл. благочинный при Агинской Степной думе, переводчик на старомонг. язык правосл. богослужебных книг. В 1879 г. при уч-ще открыли отд-ние для девочек. По качеству образования Посольское уч-ще превосходило все школы при миссионерских станах. В 1865 г. заново отделана верхняя Преображенская ц., в 1866 г. поновлена нижняя Знаменская ц. и заново освящена 25 сент. 1866 г. В 1867 г. к Знаменской ц. с юж. стороны была пристроена небольшая каменная молельня для епископа. Также в 1866 г. построена монастырская гостиница у пристани. В 1868 г. по ходатайству ген.-губернатора Вост. Сибири М. С. Корсакова для содержания Забайкальской миссии П. П. м. было передано 500 дес. сенокосной и пахотной земли и 7 рыбных ловель на р. Селенге, к-рые сдавались в аренду и приносили ежегодно ок. 1700 р. В том же году вне монастырской ограды была устроена каменная часовня над братским некрополем членов Российского посольства 1650 г.; на нем размещены чугунные мемориальные доски. Также была возведена каменная часовня над захоронением Осколкова и облагорожены могилы бывш. настоятелей П. П. м.

К П. П. м. были приписаны 3 церкви: во имя свт. Николая Чудотворца в с. Голоустном, в честь Преображения Господня в сел. Степнодворецком и в честь Сошествия Св. Духа в сел. Большереченском (освящена 28 нояб. 1862). Кроме того, мон-рю принадлежали часовни: 1-я, Никольская, в устье главной судоходной протоки р. Селенги (1739), 2-я - на о-ве Часовенном, а также часовня в честь Преображения Господня, к-рая находилась на Чертовкинской рыбной ярмарке-пристани. На зимнем отстое судов в зал. Прорва стояла 4-я часовня, взамен подмытой Никольской. На зап. побережье Байкала в с. Голоустном в 1701 г. была возведена еще одна часовня во имя свт. Николая Чудотворца. Позже были поставлены часовня во имя Иоанна Предтечи в Мишихе и часовня в Троицкосавске. Некоторые из них были перестроены в церкви, напр., из 2-й, Часовенской, получился большой храм с колокольней, имевший богатое внутреннее убранство, на его освящение приезжал еп. Селенгинский Мартиниан (Муратовский) со свитой и певчими-бурятами. Предтеченская часовня в Мишихе была построена на средства полковника И. И. Шаца, его же трудами поставлена часовня во имя свт. Николая Чудотворца в память о восстании 1866 г. при строительстве Кругобайкальского тракта на р. Переёмной.

В период управления П. П. м. еп. Мартинианом (Муратовским; 9 февр. 1869 - 17 окт. 1877), главой Забайкальской миссии, в 1870 г. за монастырскими стенами была устроена миссионерская богадельня с полным содержанием на 20 чел. для новокрещеных - больных, престарелых и убогих.

При П. П. м. хранились 2 чудотворные иконы: свт. Николая Чудотворца из с. Голоустного и «Знамение Пресвятой Богородицы». Икону свт. Николая во время ежегодного крестного хода на все лето переносили с противоположного берега Байкала и далее несли по всему Забайкалью. В этот же крестный ход по Забайкалью носили и икону «Знамение Пресвятой Богородицы». В 1871 г., во время засухи, уничтожавшей посевы, с прибытием этой иконы пошел долгожданный дождь (Жалсараев. 2001). В числе святынь, находившихся в П. П. м., были мощи (кисть руки) прав. Симеона Верхотурского, подаренные монахами Верхотурского Никольского мон-ря, к-рые покоились в серебряной раке в форме 4-конечного креста (в наст. время хранится в фондах Музея истории Бурятии). Также в обители имелись Евангелие издания 1663 г. (привезено в Забайкалье Даурской миссией в 1683) и рукописный Синодик 1761 г., изъятые во время закрытия П. П. м. в 1934 г. и впосл. утерянные.

После перевода центра Забайкальской духовной миссии в г. Читу в 1879 г., при еп. Селенгинском свт. Мелетии (Якимове), монашеская жизнь в обители на Байкале постепенно пришла в упадок. К 1901 г. при П. П. м. остался всего 1 священник, состоявший в штате соседнего Селенгинского Троицкого монастыря. В 1900 г. по решению Синода П. П. м. был преобразован в женский, его штат состоял из 8 монахинь и 10 девочек-послушниц. При обители также трудилось ок. 50 работников. В 1913 г. настоятельница Уриила приобрела Михаило-Архангельское подворье в г. Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ).

Верхний придел в честь Преображения Господня. Фото-графия. 2019 г.
Верхний придел в честь Преображения Господня. Фото-графия. 2019 г.

Верхний придел в честь Преображения Господня. Фото-графия. 2019 г.
После революционных событий 1917 г. представители власти отобрали у сестер рыболовные и сельскохозяйственные угодья, а Читинская консистория Иркутско-Забайкальской епархии изъяла основной источник дохода - свечной завод. Сестры во главе с настоятельницей переехали на Михаило-Архангельское подворье, в 1918 г. там возвели церковь, обнесли подворье высокой деревянной оградой, разместили оставшийся свечной завод, выстроили хозяйственные сооружения. Еп. Забайкальский и Нерчинский Мелетий (Заборовский), посетивший Михаило-Архангельское подворье, остался доволен его состоянием.

С развитием Михаило-Архангельского подворья начался необратимый упадок самого П. П. м. В нем остались неск. послушниц из числа жительниц дер. Посольск и священник из братии Селенгинского Троицкого мон-ря, которые уже не справлялись с большим хозяйством. Они ухаживали только за соборным двухпрестольным храмом, к-рый с 1917 г. стал обычной приходской церковью. Пользуясь этими обстоятельствами, нек-рые крестьяне Посольска начали растаскивать монастырское имущество.

С 1928 г. власти Бурят-Монгольской АССР начали постепенную подготовку к закрытию П. П. м. Постановлением ЦИК БМАССР от 2 марта 1931 г. (НАРБ. Ф. Р-248. Оп. 3. Д. 12. Л. 5, 27-31; Д. 50. Л. 14) было закрыто Михаило-Архангельское подворье в Верхнеудинске, где на тот момент находились 25 монахинь и 120 членов общины, 6 июля 1935 г. официально закрыт и сам П. П. м. вместе с приписными храмами и часовнями на побережье Байкала.

В 1995 г. состоялось общее собрание верующих с. Посольского, 30 авг. 1995 г. зарегистрирована правосл. община. 19 апр. 2000 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ было принято решение о восстановлении П. П. м. и возобновлении в нем монашеской жизни. Основные расходы по строительству в обители взял на себя московский предприниматель В. И. Сухарев, коренной забайкалец, к-рый пригласил опытных реставраторов. Первым настоятелем П. П. м. стал свящ. Виктор Смольников (впосл. священноинок Внифатий (РПСЦ); 1995-2000), клириком - иерей Александр Барашкин, послушниками - А. В. Кривенко (впосл. епископ Северобайкальский и Сосново-Озёрский Николай) и И. М. Ермолаев (впосл. игум. Алексий, наместник Селенгинского Троицкого монастыря). Далее настоятелями П. П. м. были Николай (Кривенко; с 25 июня 2001 и. о. наместника, с 25 дек. 2009 по 24 дек. 2015 наместник), Алексий (Ермолаев; 2005 - июль 2006), Нектарий (Жданов; с 18 окт. 2011 по 2016), Лука (Архинчеев; с 2016 по наст. время).

В янв. 2003 г. П. П. м. посетил председатель Миссионерского отдела МП еп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов; с 2012 митрополит), приглашенный на 1-ю научную правосл. конференцию по истории мон-ря. 27 нояб. 2003 г. еп. Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов) освятил нижний придел восстановленного 2-этажного монастырского собора в честь иконы Божией Матери «Знамение». 27 сент. 2004 г. П. П. м. посетил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). По его поручению еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) в 2005 г. освятил верхний придел в честь Преображения Господня.

П. П. м. был полностью восстановлен, из руин подняты все бывш. строения и добавлены новые, в т. ч. дом настоятеля, келейный корпус для братии, возведена каменная ограда с угловыми башнями. Отстроены часовни над братской могилой членов российского посольства в Монголии в 1650 г. и над захоронением вкладчика Осколкова. В 2020 г. при П. П. м. подвизаются 6 монахов (в т. ч. 2 иеромонаха и 1 иеродиакон), 3 послушника и 15 трудников, им активно помогают добровольцы-волонтеры.

Мон-рь окормляет дом престарелых на ст. Посольская, ежегодно проводит фольклорные православные фестивали, конкурсы воскресных школ, приуроченные к 19 авг., празднику Преображения Господня. В наст. время П. П. м. активно посещают не только паломники, но и туристы из разных стран.

Лит.: Ист. описание Посольского Спасо-Преображенского мон-ря // Иркутские ЕВ. 1872. Приб. № 12. С. 148-150; № 13. С. 161-167; № 14. С. 169-178; № 19. С. 237-240; № 20. С. 249-253; № 22. С. 273-279; № 28. С. 347-351; № 44. С. 551-556; № 46. С. 594-600 (То же: Ист. описание Посольского Спасо-Преображенского мон-ря Иркутской епархии / Публ., коммент.: А. П. Санников, О. В. Бычков // Русские первопроходцы на Дальн. Востоке в XVII-XIX вв.: (Ист.-археол. исслед.). Владивосток, 1998. Т. 3. С. 70-88); Мелетий (Якимов), еп. Древние церк. грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Каз., 1875; Птицын В. Несколько слов о древностях г. Селенгинска (Старого) и Посольского мон-ря на Байкале // РА. 1893. № 1. С. 33-34; Минерт Л. К. Памятники архитектуры Бурятии. Улан-Удэ, 1983; Жалсараев А. Д. Поселения, правосл. храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX ст.: Энцикл. справ. Улан-Удэ, 2001; Демин Э. В. Посольский мон-рь на Байкале: Ист. мат-лы. Улан-Удэ, 2002; Тиваненко А. В. Посольский Спасо-Преображенский мон-рь: Краткий ист. очерк. Улан-Удэ, 2002; он же. Каталог ист. док-тов в архивных хранилищах России о Посольском Спасо-Преображенском мон-ре XVII-XXI вв. Улан-Удэ, 2005; Демин Э. В., Панов А. Б. Инженерное обследование строений Посольского мон-ря на Байкале. Улан-Удэ, 2003; Тиваненко А. В., Колмынин В. И. Посольский Спасо-Преображенский мон-рь на Байкале. Улан-Удэ, 2015.
А. В. Тиваненко, В. И. Колмынин
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Посольский в честь Преображения Господня мужской монастырь, в Кабанском р-не Бурятии (Читинская еп.)
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле